Сайт "Вольный Дрыномашец"
Сайт любителей живой истории и фехтования г. Брянска
| Главная | Читальный зал | Арсенал |
| Ристалище | Форум | Ссылки |
Главная страницаПоискКонтакты

Назад к оглавлению

Джон Клементс
«Средневековое фехтование"

Глава 9. Меч и щит

Содержание:
Основные стойки
Фундаментальные передвижения и работа ног
Нацеливание
Раны
Рубка
Парирование мечом и щитом
Ложные позы, плохие стойки и вредные привычки

Поединок на мечах и щитах

перевод И. Р. Курбанова

Фундаментальные передвижения и работа ног

Быстрая, эффективная работа ног жизненно важна в любой форме фехтования или боя с оружием, потому что на передвижениях основывается любой бой. Передвижение используется для сближения, сохранения дистанции с противником. Мы двигаемся, чтобы нанести удар или выполнить обманное движение и создать раскрытие для удара. Мы передвигаемся назад чтобы избежать удара, но также и для того, чтобы вызвать атаку на которую мы сможем потом контратаковать. Мы также можем передвигаться по диагонали и в стороны, чтобы делать все эти вещи.

Правильным положением ног является такое, которое наиболее естественно для человеческого тела. Это стойка со ступнями, разведенными под углом 45 градусов. Передняя ступня направлена на противника, задняя ступня или нога расположена под углом в 45 градусов к ней. Эта позиция существует в боксе и многих боевых искусствах. Она намного универсальнее чем перпендикулярная «L"-образная позиция, используемая в современном фехтовании. «L"-образная позиция была разработана в начале XVIII века для того, чтобы уменьшить мишень для противника и имела применение только в колющем фехтовании. В противоположность ей, позиция с разворотом ступней под 45 градусов облегчает движения и использование веса тела для входа, выхода и уклонения от ударов.

Бедра и плечи могут быть выравнены в каждом ударе, в то же время стопа может быть развернута в любую сторону. В этой позиции любой ногой можно сделать шаг или проходящий шаг вперед или назад. Также как человек идет вперед естественной походкой, ступни движутся не параллельно, а поворачиваются в эту 45-градусную позицию. Перемещения со щитом и мечом в бою производятся схожим образом. Эта позиция также позволяет поднимать ноги или шагать в сторону, чтобы избежать низких ударов и позволить щиту лучше их защищать. В отличие от «L"-образной стойки, она легче позволяет поворачиваться и бить или парировать на 360 градусов (необходимо против многих оппонентов).

Положение стоп в «стандартной» передней позиции со щитом (показано в варианте для бойца-правши). Пятки не расположены одна за другой, а скорее разведены на ширину плеч.

Большинство движений со щитом и мечом начинаются с небольшого шага вперед передней ногой в подготовке атаки. Шаг может быть на полным (на длину ступни), двойным, или маленьким полушагом. Другим движением может быть небольшой шаг задней ногой. Он комбинируется с коротким быстрым смещением назад. Все это станет более ясным, как только мы сначала изучим рубку и защиту, а потом будем сражаться с мечом и щитом.

Продвижение для удара завершается проходящим шагом. Проходящий шаг может быть сделан с любой стороны. Передняя нога может сделать проходящий шаг назад, а задняя нога — вперед. В шаге вперед сильный проходящий шаг делает задняя нога так, что проходит вперед. Щитовая нога легко поворачивается на пятке, когда задняя нога выполняет шаг, чтобы стать впередистоящей. Такой способ продвижения позволяет наносить удар одновременно с движением. Из новой стойки действие можно повторить, толкая вперед щитовую сторону, или можно неожиданно шагнуть обратно.

Смысл быстрого проходящего шага вперед — добавить силы удару и досягаемости — атаке. Действие похоже на то, что применяется в фехтовании колюще-рубящим мечом Эпохи Возрождения, где большинство ударов наносится с проходящим шагом. Оно станет базисом для более сложной работы ног этими методами.

Также как в проходящем шаге вперед, передняя («щитовая») нога может сделать подобный шаг назад, чтобы сменить стойку на противоположную. В это же время ступня задней ноги немного поворачивается, чтобы оказаться впереди. Это действие может быть немедленно повторено из новой стойки, чтобы позволить быстрое, хорошо защищенное движение назад или отступление. Это движение назад также позволяет мгновенно двинуться вперед снова для атаки. Удары можно постоянно выполнять в процессе. Толкание щита назад, как будто бы вы хотели забросить его назад, является формой смещения для выноса оружия вперед. Смысл этого быстрого отхода назад заключается в удалении своего тела от противника, в то время как оружие переносится вокруг для противодействия его атаке.

При маневрировании задняя ступня может быстро сдвинуться в более широкую стойку путем короткого шага назад или перекрестного шага в сторону. Этот прием выполняется как совместно с защитой или ударом, для подготовки большого шага, так и в упреждении проходящего шага вперед или назад. Передняя нога при этом может также сделать быстрый сдвигающийся шаг или маленький скачок.

Важно отметить, что хотя многие рисунки, изображенные здесь, показывают бойцов только выше пояса (для экономии места), это не означает, что используются только движения руками. Почти все действия требуют работы ног. Фактически каждый раз, когда вы перемещаете оружие для атаки, защиты, финта или предпринимаете любое другое действие, ваши ступни должны каким-либо образом сдвинуться. Как и другие действия, работа ног должна быть естественной, а не жесткой и предсказуемой. Избегайте как размеренного и ритмичного стиля, так и неподвижной манеры театрального фехтования, используемой для безопасности актеров.

Передвижение — решающий момент в бою. В фехтовании щитом и мечом основное назначение работы ногами — сближение для удара или передвижение для уклонения от атак. Один шаг для удара или шаг назад из-под атаки и контратака. Хотя в ходе боя возможны естественные беговые движения, специфические «фехтовальные» шаги будут более подходящими. Проходящий шаг вперед для удара или возврата, проходящий шаг назад для защиты и контратаки — основы использования меча и щита. В идеале, они лучше выполняются из верхней и задней стоек. Работа ногами, подходящая для рубящего и колющего стиля боя мечом и щитом, не так сложна, как появившаяся позже колюще-рубящая форма фехтования Ренессанса. В средневековый период не было необходимости в сложных формах. Шаги, применяемые для боя со средневековым оружием, просты, естественны и эффективны.

С использованием щита, стандартный шаг вперед может быть сделан с передней («щитовой») ноги. В движении вперед или назад задняя нога может приподниматься для маленького скачкообразного движения. Чтобы возвратиться из «обратной стойки» после проходящего шага вперед, передняя («мечевая») нога может передвинуться назад в предыдущую позицию или задняя («щитовая») нога может сама сделать проходящий шаг Основной метод передвижения для удара — проходящий шаг вперед. Задняя («мечевая») нога шагает вперед в координации с одновременным движением руки и оружия. Как только бедра поворачиваются, боец сохраняет положение щита перед собой легким поворотом плеча.

Действие, противоположное атаке с проходящим шагом — это бросок ведущей (щитовой) ноги назад.
«Щитовая» нога убирается назад одновременно с ударом в темп на атаку противника, или его продвижение вперед. Это уводит тело из-под удара и с линии атаки, в то же время контрудар направляется на приближающегося противника. Щит может быть также поднят или отведен для защиты, или держаться неподвижно.
Движение отступления из-под атаки с проходящим шагом назад обманчиво изменяет дистанцию, и одновременно поворачивает бедра, добавляя силы контрудару. Оно также предохраняет нижнюю часть ноги от атаки противника и одновременно позволяет выполнить контрудар по самым легким мишеням противника: его ноге или вытянутой руке. Также, используя это действие, риск быть контратакованным с помощью того же действия меньше, чем в случае выполнения проходящего шага вперед.
Проходящий шаг назад приводит к обратной стойке в которой «мечевая» нога впереди, а оружие мгновенно принимает высокую, среднюю или заднюю позицию. Щит держится перед собой. Из этого положения может быть сделан как проходящий шаг вперед «щитовой» ногой, так и проходящий шаг назад «мечевой», чтобы восстановить переднюю стойку. Выбор действия определяется тем, наступаете ли вы, или атакует противник. Бой — это не постоянное наседание на противника атаками или отступление назад от атак. И то и другое применяется, когда требуется, в зависимости от стиля боя противника. Обычно оружие движется одновременно с любыми действиями ногами. Иногда оружие может двигаться первым, лишь на миг опережая движение ног.

В действии маневрирования (проходящих шагов вперед/назад, шагов в стороны, уклонений) не должно быть лишних движений или пританцовывания. Вышеописанные концепции работы ног и перемещений едины во многих формах фехтования мечом и боя оружием.

Пример последовательности для простого проходящего шага вперед:

Из высокой защиты.
Проходящий шаг вперед и удар.

Для правильного, ровного баланса и правильности движений расстояние между ступнями сохраняется во время подшагов или проходящих шагов. Небольшие изменения, конечно, необходимы при движении назад или в сторону, чтобы получить преимущество.

Из «обратной стойки» сделайте еще один проходящий шаг, чтобы перенести «щитовую» ногу вперед.
Возврат в переднюю (с ведущей «щитовой» ногой) высокую стойку.

Из «обратной стойки» легче сделать проходящий шаг назад и контрудар, чем проходящий шаг вперед со щитом. Важно осознавать, что метод перемещения с помощью проходящих шагов — только один, наиболее простой аспект использования меча и щита.

Вдобавок к шагам во время уклонения или нанесения ударов и уколов, существуют другие движения, которые используются по необходимости. Они могут включать в себя маленькие подпрыгивания, скачковые движения или даже выпад вперед любой из ног. Хотя формальный «выпад» как отдельный прием не был разработан до более рафинированного фехтования эпохи Возрождения, похожее действие использования одной из ног для вытянутого, длинного, быстрого шага показано в отдельных средневековых фехтовальных учебниках. Это действие не такое длинное, как требуется для колющего меча, но форма выпада находит применение в фехтовании щитом и мечом.

Также, существует множество случаев, когда для быстрого удара или защиты в новом направлении требуется быстро повернуться на пятках. Часто требуются повороты влево, вправо, или назад во время боя со многими оппонентами. Идея в том, чтобы двигаться быстро, эффективно и сбалансировано, и использовать движение поворота, помогая в направлении удара или защиты. И снова, простое правило — следовать «45-градусной стойке» и сдвигаться назад и вперед по диагонали или в сторону проходящими шагами. Этого нельзя объяснить в деталях, а требует самостоятельного изучения.

Имейте в виду, что средневековый бой идет не по правилам. Атаки могут идти с любого направления, и бой не «линеен». Простейшая работа ног и стойки, используемые с мечом и щитом, позволяют легкий поворачиваться на 360 градусов, чтобы встретить противников с любой стороны и выполнить удары и защиты против них. Твердая стойка и наработанные передвижения требуются также для сильного удара. Вы не должны терять равновесие во время удара.

Щит-меч. Основные стойки
Нацеливание. Раны.