Сайт "Вольный Дрыномашец"
Сайт любителей живой истории и фехтования г. Брянска
| Главная | Читальный зал | Арсенал |
| Ристалище | Форум | Ссылки |
Главная страницаПоискКонтакты

Джон Клементс
Миф о парировании лезвием-в-лезвие
в средневековом фехтовании

Ссылки в тексте на мастеров:

Некоторые могут посчитать, что так называемые «дебаты парирования лезвием против парирования плоскостью» — бессмысленны и являются не более чем «конвульсиями дохлой лошади». Я не согласен. Принимая во внимание ту частоту, с которой вопрос все еще подымается, и бесчисленные примеры блокирования лезвием в лезвие, обнаруживаемые в сценическом бою, также как и повсеместные примеры, имеющие место всюду от современного сабельного фехтования до кендо и даже легких сабель Звездных Войн, можно сказать, что проблема больше, чем зомби мертвой лошади, постоянно встающей из могилы.

Очень многие энтузиасты исторического фехтования не понимают принципы парирования ударов рубящими мечами, как описано в многочисленных средневековых и ренессансных боевых наставлениях. Эти тексты учат принципу защиты контрударом или приемом ударов плоскостью клинка. Как станет ясно, парирование грань-в-грань не преподавалось как догма. Фактически, защита или отражение ударов, описана разными способами в фехтовальных текстах 15 века и никогда — как прямой жесткий блок умышленным противопоставлением лезвия лезвию (которые так обычны в сценическом и спортивном фехтовании и берут свое начало в приемах фехтования 18−19 века).

Однако по некоторым причинам это, кажется, не приходит на ум защитникам блока лезвием, которых до сих пор множество. Если не совершенно, отсутствует любое подтверждение этому, что можно найти в любом источнике (как минимум до 17 века). Наоборот, все разнообразные боевые руководства по длинным мечам, которыми мы располагаем, довольно ясно описывают, как защищаться против рубящих атак, используя перехватывающие и перенаправляющие контрудары, или иначе прикрываясь так, чтобы удары попадали на плоскость (не лезвие) клинка. Как мы увидим, нет ничего яснее этого.

В большинстве моих предыдущих работ по этому вопросу я уже пытался предложить смешанную инструкцию, используя суть учений из различных исторических источников. Защиты в средневековом фехтовании не такие, как в бою на рапирах или как в последующих формах европейского фехтования. Вероятно поэтому на сотни сотен иллюстрированных страниц фехтования длинным мечом, первоисточники не изображают ничего похожего на прямые защиты лезвием, изображенные и описанные так ясно в намного более поздних фехтовальных стилях. Однако некоторые энтузиасты остаются неубежденными, и так не может больше продолжаться. Поэтому нужны более специфические цитаты и описания парирования из исторических руководств. Без мелких подробностей, я попытаюсь предложить небольшую часть этого большого объема часто игнорируемых и неверно истолковываемых свидетельств.

Я уже описал в другом месте основы выполнения защиты от рубящих ударов:

Защиты можно определить как действие по отклонению клинка или уклонению от клинка противника до того, как он достигнет цели. При использовании средневековых и ренессансных рубящих мечей это в первую очередь достигалось не приемом удара путем столкновения со своим оружием (особенно его лезвием), а толчком или сбивом приближающегося оружия, чтобы столкнуть его с линии прочь. Различие в том, что одна защита — скорее контрудар, чем жесткий блок или прямое столкновение мечей своими гранями. Жесткий блок не только оставляет вас уязвимым и уменьшает возможность атаковать, но и повреждает ваш меч так, что он будет рубить хуже и на нем появятся стрессовые точки и трещины, которые в конечном счете станут причиной поломки меча.

Нигде в средневековых немецких трактатах мы не встретим слова, означающие защиту или блок, как это определяется в позднейшем фехтовании. Скорее, мы найдем слово «смещение», Versetzen, как в перехватывающих и отклоняющих атаках. Тогда как в средневековых итальянских руководствах мы видим сходные термины (например, coverta или «прикрытие»), означающие, по сути, отклонение, перенаправление и защиту.

В методичной работе 1410 г Flos Duellatorium in Armis («Цветок битвы»), итальянский мастер Fiore Dei Liberi нигде не предлагает блокирование грань в грань в своем методе защиты длинным мечом. Все его защиты, как мы увидим, являются контрударами. В системе мастера Фьоре описаны impaze как любое защитное действие по impede, сдерживанию, или связыванию клинка противника до завершения удара. В то время как он назвал любой контрприем, используемый как защитное действие, Remedio (т.е. средство защиты) или Contrario.

Позднее мастер Филлипо Вади заявил: «Искусство меча состоит только в переводе, толкании ударов и уколов в их правильное место» (Глава 3, Учение о мече, Liber de Arte Gladiatoria Dimicandi, c. 1480). Вади не упоминает жесткий бок и, подобно бывшему до него Фьоре, пишет специально о парировании ударов другим ударом (удар для отклонения), даже декларируя, что «удары используются для защиты как слева, так и справа».

В работах как Фьоре, так и Вади, мы находим parata di croce или «скрещенную защиту» как контрудар, который защищает от удара толканием своего клинка на форте оппонента. Однако, это необходимо понять, этот удар выполнен лезвием защитника на плоскость клинка атакующего. Конечно, как упомянуто выше, идеальная «защита» имеет место там, где вы можете одновременно избежать атаки и вернуть удар в открытие, созданное противником своей же атакой. Лучший способ понять это — понаблюдать за тем, как выполняют этот прием компетентные фехтовальщики.

Подобно разным немецким мастерам, Филиппо Вади описал три основных типа защиты. Один тип — отбив атаки нисходящим ударом (fendente). Второй и более вызывающий, делать то же самое ударом снизу вверх, поднимая меч из низкой позиции и «скрещивая» оружие. Его третий тип защиты выполняется против уколов или нисходящих ударов сбивом с помощью горизонтального бокового удара. Вади также описал использование приемов полу-меча (mezza spada) как формы защиты «скрещиванием» путем сближения для сдерживания удара противника.

Подобно Фьоре, чья работа повлияла на него, Вади учил, что длинным мечом следует выполнять защиты fendente (ударом сверху вниз). В этом есть абсолютный здравый смысл. Такое действие почти идентично немецким принципам контратаки. И вертикальный удар в голову, и диагональный — в шею или руки, как и горизонтальный ударв средний уровень, или даже низкий удар в колено или голень — от всех этих атак можно защититься мощным нисходящим встречным ударом. При этом лезвие меча защищающегося не бьет лезвие противника, а скорее в угол его плоскости (или даже vice versa, ваша плоскость против его лезвия). Опять же, демонстрация этого приема со стальными клинками в быстром темпе совершенно убедительна.

Вади также отмечал для защиты принцип ударов в mezzo tempo («полутемп»). Это были контратаки (обычно в кисть или руку), которые проводились неожиданно в середине атаки противника. Если мы рассмотрим его инструкции внимательно, мы поймем, что нет другой возможности для выполнения таких контратакующих «защит», чем в середине действия противника. Неожиданное выполнение их либо до, либо после удара, может быть и не защитой, а, скорее, вытесняющим или продолжающим ударом. Этот метод согласуется с защитными учениями немецких мастеров.

В своих комментариях начала 15 века на учебник великого мастера фехтования Йоганнеса Лихтенауэра (конец 14 века), Зигмунд Рингек учил: «Остерегайтесь защит, используемых только плохими мечниками» или «Остерегайтесь тех показушных бойцов, которые парируют и сражаются, используя широкие, размашистые движения».

Вслед за Лихтенауэром, Рингек описал четыре приема Versetzen, или Versatzung («смещения» или «сместить»). В противоположность прямому блоку, это — концепция защитного действия по смещению атаки отклоняющим ударом или контратакой, применяемой с продвижением и уклонением.

Мастер Рингек утверждал: «вам следует уяснить четыре смещения, которые являются четырьмя ударами». Abwenden и Absetzen являются двумя примерами смещения. Absetzen был принципом рассчитанной по времени контратаки, отклоняющей укол или парирующей удар. По сути, вы сдвигаете атаку в сторону небольшим отклоняющим движением. Рингек описал Absetzen или Absezen («отклонение») так:

Вам следует учиться искусно отклонять удары и уколы, так, чтобы его укол был «сорван», а ваш попадал в цель.
Эта одновременная защита и рипост, является цельной идеей Abnemen, или перехватывающих атак вашим оружием.

Эти идеи защиты пропитывают все средневековые немецкие тексты по фехтованию. Фьоре де Либери использовал термин rebatter (или rebatir), означающий, по сути, то же самое, что и Absetzen. Abwenden, или «отражение», в противоположность, может означать защиту буквально ударом по атакующему удару, чтобы сбить его в сторону, но таким образом, чтобы ваш собственный удар продолжился и поразил противника.

Несмотря на предположение некоторых энтузиастов, блоки лезвие в лезвие отсутствуют в разных изданиях фехтовальных текстов Ганса Талхоффера (1443−1467). В своей современной версии учебника Талхоффера исследователь-практик Марк Ректор отмечает:

Талхоффер никогда не изображает ничего похожего на статичные блоки клинком в клинок. Его отклоняющие приемы подвижны и динамичны, и фактически ведут к контратакам. (стр.12)

В секции Langenmesser («большого ножа») трактата середины 15 века Codex Wallerstein (версия фон Баумана) неоднократно специально указывается на необходимость защищаться, отклоняя удары mit der flech (or mit de Flache), что буквально означает «плоскостью». Например, лист 65 Кодекса учит:

Если он наносит удар, отклоните вашим messer в сторону плоскостью и на вашу крестовину.
Лист 69 констатирует:
он бьет вам в голову, так сместите в сторону плоскостью и на гарду, и толкните его messer в сторону.
Другие инструкции в Кодексе учат отклонять нисходящие удары ответным ударом по клинку, удерживая оружие в положении полумеча, что можно сделать только приняв удар плоскостью. Совершенно ясные примеры этого можно найти в нескольких руководствах.

Редакция 1555 года «Der Alten Fecter an fengliche Kunst» («Оригинальное искусство древних фехтовальщиков») компиляции Christian Egenolph учила, что с длинным мечом из средней стойки Плуга вам следует «сместить быстро плоскостью, так, чтобы его меч скользнул вниз». Таким образом, истинное положение стойки Плуга по сути является парирующей позицией. То же самое можно сказать и об Ochs («Быке»), которую итальянцы называют Finestra («Окно»).

Согласно материалам Эгенольфа, высокая стойка «крыши» Von Tach (Vom Dach) описывается как отклоняющий контрудар, выполняемый из низкой Eisern Pforten («Железной Двери»):

Если кто-то атакует вас сверху, примите его удар сверху коротким лезвием, затем шагните и ударьте правильным лезвием.
Здесь это обозначает восходящий обратный удар, который сбивает клинок противника с пути, прежде чем вернуться назад, чтобы поразить его (Rota Вади является таким  же приемом). Если его сделать правильно, угол атаки позволит ударить по лезвию плоскостью.

В одном месте текста сказано, что если противник бьет сверху очень стремительно (как Puffel или бизон), вам следует «смещать быстро, чтобы его меч скользнул вниз по плоскости вашего клинка». Далее добавляется, что

если вы не смогли поразить его, двигайте ваше навершие вверх и вы снова защищены. Пусть его меч соскользнет с тем же успехом, и используйте ваши преимущества
Такого скольжения нельзя достичь, если принимать удар лезвием в этой «подвешенной позиции».

Материал о длинном мече из компиляции учебника Эгенольфа также описывает применение Hangend Ort (позиции «подвешенного острия»). В тексте сказано:

Чтобы выполнить подвешенную защиту, поместите правую ногу впереди, шагните с плоскостью клинка под лицом, сместите удары сверху коротко и высоко, позвольте ему сбежать вниз по вашему клинку и сделайте длинный шаг с ударом.
Инструкции разъясняют, что удар атакующего должен быть принят на плоскость клинка как часть контрудара.

Большое количество свидетельств защиты контрударом и отклонением в средневековом фехтовании, также как и использования плоскости вместо лезвия, дошло до нас в огромном трактате Йохима Мейера (1570). Подобно более ранним немецким мастерам, Мейер подчеркивал, что стандартным защитным действием было Austretten («выход») — действие движением прочь и избеганием удара либо шагом назад, либо в сторону. В своей пятой главе, посвященной защитам, Мейер обращался к традиционным методам Versatzung (смещения) как к Absetzen («откладыванию»), контрудару правильным лезвием с целью сбить клинок оппонента с пути, и Abwenden («отражению»), как к удару, который одновременно отклоняет и контратакует.

Мейер также указывал на то, какие специфические удары использовались для отражения атакующих ударов, утверждая, что диагональный Zornhaw, горизонтальный Mittelhaw и диагональный восходящий Underhaw (если наносится мощно с шагом вперед) — все должны использоваться для противопоставления высоким обрушивающимся ударам. Мейер также отмечал, что Scheitelhau (вертикальный нисходящий удар) правильным лезвием был сам по себе обычной раскрывающей атакой, которая также могла быть использована для отражения диагональных, горизонтальных и восходящих ударов.

Эта идея почти идентична volarica Филиппо Вади в 1480-х годах — встречный рубящий прием, который он назвал «сокровище искусства». Этот вертикальный нисходящий удар в голову одновременно отклонял удар оппонента, так что «в один момент времени он ранил и защищал». Вади советовал эти удары из числа наиболее важных и подчеркивал, что они требуют для применения выбора удачного момента времени и практики.

Этот рассчитанный во времени удар-защита является типичным действием во всей средневековой литературе по фехтованию. В ясном подтверждении трудности для некоторых фехтовальщиков использовать нисходящий контрудар как защиту и рипост одновременно, Вади сказал о volarica: «Трудно понять то, что никогда не делал», — что выявило самый высокий «символ искусства». Кажется, мастер Вади был прав — не многое изменилось сегодня в этом отношении. Современным студентам надо понять, что без практики способности наносить правильные удары — не колотящих дубиноподобных ударов, а рассекающих ударов с правильным размещением лезвия и полным вытягиванием руки, они не способны парировать перехватывающими рассчитанными по времени ударами в соответствующую часть летящего навстречу клинка противника.

Наиболее впечатляющее, однако, то, как Йахим Мейер также описывал в своем тексте третью форму защиты, Auffangen или «Перехват» (т.е. прямой статичный блок). Согласно Мейеру, это был простой блок, на котором атака противника - вместо того, чтобы, в идеале, быть отклоненной в сторону или отбитой вниз - останавливалась прямым противопоставлением вашего оружия на его пути. По существу Мейер признавал, что иногда отчаянная защита лезвием необходима. Но все же он ясно признавал, что она не дает никакого особого преимущества, и даже специально рекомендовал воздерживаться от этого. Это — та самая вещь, которую он говорит не делать, так часто применяемая неосведомленными студентами длинного меча сегодня.

Мейер в своем описании приема Hengen (или подвешенного острия), действия, в котором атака отклоняется восходящим движением удара, описана как если

ваш противник рубит по вам, двигайте вверх свое навершие так, чтобы клинок слегка склонялся к земле, и примите его атаку плоскостью вашего клинка.
В дополнение он инструктировал:
Примите стойку Плуга: когда ваш оппонент бьет, поднимите рукоять, чтобы принять удар плоскостью

Для действия Verschieben он советовал:

Примите Гневную стойку; когда ваш противник бьет, поднимите рукоять над головой и поймайте удар плоскостью
Joachim Meyer закончил свою секцию длинного меча, приведя несколько примеров обменов приемами между студентом и мастером, в которых он ясно ссылается на использование плоскости в приеме или смещении ударов, также как и сбиве их ударом по сильной доле меча противника (Starck). Однако Мейер никогда не предлагает бить по лезвию вражеского Starck (по сути, такое действие может позволить противнику лучше защититься, чем если бы контрудар наносился в плоскость, заставляя кисть оппонента повернуться). Эти недвусмысленные примеры ясно иллюстрируют, что имеется ввиду под принципом «парирования плоскостью».

Руководство Мейера также дает ясные примеры нескольких примеров, в которых атакующий удар принимается либо на рикассо, либо на крестовину с одновременным сближением. Например, в Kronhaw («коронный удар») — форма удара задним лезвием, выполняемого из высокой позиции — он учит ловить входящую атаку на рикассо прямого лезвия:

Станьте в стойку Плуга. Когда ваш оппонент атакует сверху, поймайте его Короной. Когда произойдет столкновение, толкните навершие вверх, чтобы поразить его в голову ложным лезвием.

В Glietzhaw, или «сталкивающем ударе», он учит выполнять контрудар справа налево, посредством чего правая кисть выворачивается (костяшками вверх), чтобы поймать удар противника на плоскость. Затем вы немедленно проворачиваете ваш клинок против часовой стрелки и наносите удар задним лезвием. Однако, следует понять, что поучения Мейера о парировании длинным мечом совсем не были новы, берут свое начало от Лихтенауэра в конце 14 века.

Другая область, к которой мы должны обратиться — в средневековых трактатах существуют повторные инструкции «смещать» либо длинным (передним), либо коротким (задним) лезвием. Но, как уже описано выше, эта форма смещения/парирования является контрударом, а не блоком и ударом, наносимым по приближающемуся лезвию неприятеля.

Если инструкции «парировать» одним лезвием, или другим, видимо, приведены в первоисточниках, определенные мысли приходят на ум. Прежде всего, такое действие состоит из подъема меча на пути входящей атаки, чтобы затруднить и остановить приближающейся клинок. Выполнение его могло бы, конечно, привести к столкновению клинков лезвие в лезвие, а не к отклонению. Это была бы неверная интерпретация. Любое указание парировать с помощью либо переднего, либо заднего лезвия предполагает не просто блокирующее (скорее, чем отклоняющее) действие, но также и требование ударить по лезвию клинка противника. Все же, мы не нашли ни в одном руководстве свидетельств такого рода, и такая трактовка противоречила  бы всем другим учениям поражать и защищаться одним действием.

Попытка отклонить, намеренно используя лезвие меча, нацеленного в противостоящее лезвие, значительно уменьшает эффективность такого действия. Хотя клинки могут контактировать под почти любым количеством возможных «углов», любое столкновение около 90 градусов лезвиями далеко от наиболее действенного. Тогда как, в сравнение, парирующий контрудар, который одним движением динамически отклоняет или перехватывает атакующий клинок, ударяя своей плоскостью, часто способен продолжить удар.

В секции, посвященной большому мечу, Болонский мастер Ачилле Мароццо (Opera Nova, 1536) также давал инструкцию «парировать» либо правильным, либо ложным лезвием. Но, при внимательном прочтении, можно заметить, что он имеет ввиду скорее контрудар, чем защиту статическим противодействием, и, на это надо обратить внимание, он не уточняет, в какую часть клинка противника надо бить, в лезвие, или в плоскость. По-видимому, нет сколь-нибудь реальной защиты лезвие в лезвие в его приемах для большого меча. Вместо этого, согласно ранним работам, все его «защиты» можно интерпретировать как защитные действия по удержанию лезвия или острия к противнику так, чтобы был возможен рипост.

Мароццо также часто использует глагол spingere, который означает «толкнуть», обозначая им резкий, жесткий тип блока. Фактически, многие его советы для легкого одноручного рубяще-колющего меча (spada di lato) имеют смысл только тогда, когда мы понимаем, что его контрудары — это не «раз, два» движения, а единые действия, позволяющие ему одновременно отклонять и рубить в ответ. Мароццо писал, что:

искусство нанесения удара, тем не менее, малозначительно в сравнении со знанием защит, которые есть превосходная и более полезная вещь
Но одно лишь умение блокировать не могло бы быть сильно полезным … если, конечно, его защиты одновременно не были контратаками.

Вот еще другой пример парирования плоскостью и контратакующей защиты, который можно найти в рубящем фехтовании 16 века. В бою на коротких сужающихся рубяще-колющих мечах существуют две формы защитных действий или защит (parare/schivare), описанных в итальянских руководствах начала 16 века. Одна защита — перехват и отклонение приближающегося удара встречным ударом правильным или ложным лезвием по сильной части клинка. При этом текст никогда не уточняет, что атакующий клинок поражается в его собственное лезвие на форте. Другая защита — шагнуть навстречу приближающемуся удару и сблизиться с ним, чтобы встретить и сдержать удар сильной долей своего клинка. Но ничего не сказано о том, чтобы принять удар лезвием.

Указания по защите, которые мы находим в этих руководствах, рекомендуют контрудар по клинку противника, чтобы отклонить и перехватить его, что часто неверно истолковывается как разрешение ударить лезвие в лезвие. Эта проблема может появиться из попытки применить методы фехтования палашами, саблями, катлассами и спадронами 18 и 19 веков к оружию эпохи Возрождения.

Обучая использованию легкого сужающегося короткого меча, Ди Антонио Манциолино (Di Antonio Manciolino) в 1531 году советовал выполнять защиты как быстрые контратаки, совершаемые только лишь «половиной меча у эфеса» (форте клинка) и falso filo (ложное или заднее лезвие). Он дальше заявил, что их также следует делать с продвижением, так, чтобы контакт происходил между сильными долями клинков. Двигаясь вперед таким образом, приближающийся удар встречается до того, как он наберет скорость и силу. Но, как и с другими мастерами, он не вовсе не уточняет, что этот контрудар-защита выполняется лезвием.

В своей работе от 1570 года, Джакомо Ди Грасси советует для двуручного меча:

Существует общее правило: правильной защитой от любых ударов является низкая стойка.
Это приобретает смысл, когда мы рассматриваем это в свете более ранних итальянских мастеров, приучающих парировать fendente-ударами — все они заканчиваются в низких стойках.

В 1579 году Heinrich Von Gunterrodt, описывая метод фехтования мечом и баклером в немецком тексте 12 века (MS. I. 33, позднее названного Вальпургиевым текстом), отмечал, что древние фехтовальщики

учили, что защита от каждого удара должна быть сделана с контрударом.

Описывая метод, подходящий к любому рубяще-колющему мечу, Джордж Сильвермного позднее в своих «Коротких инструкциях по моим парадоксам защиты» (1599) отмечал неоднократно «прерывание» или «отражение» ударов и уколов. Сильвер советовал в своем Правиле 3:

Защищающийся имеет правильный интервал перед тем, как атакующий достигнет силы или будет вовлечен в свое действие. Поэтому всегда защищайтесь от удара и укола: от удара правильным расстоянием, а от укола — узким пространством, чтобы правильно противодействовать — до того, как они достигнут полной силы…
Он имеет ввиду, что защитник может сократить дистанцию против рубящего удара и сдержать его силу до того, как он полностью развернется, противопоставляя (скрещивая) ваш меч против его меча — лучше всего рикассо на рикассо. Сильвер не использовал термин «скрестить» в значении блокировать, буквально создавая перекрестье из двух мечей под углом 90 градусов.

В своей работе 1617 года, посвященной палашу и рапире, фехтовальщик Джозеф Светнэм также не упоминает слова «блокировать» или «парировать». Он только говорит о защите и приеме ударов. В главе 12 своей «Школы благородной и достойной науки защиты» он «описывает семь основных правил, лежащих в основе правильной защиты», излагающие в сжатом виде принцип контрудара через блокирование:

Ты должен защищаться и искать возможность напасть одновременно, ты не должен позволить противнику вернуться в стойку, потому что если это произойдет, ты потеряешь преимущество. (стр. 74)

Таким образом, правильно понимая парирование со средневековыми мечами, можно заметить, что только с конца 16 века авторы действительно начали говорить о предмете защиты от ударов с помощью рубящего клинка.

Итак, последняя область путаницы: на многих изображениях в руководствах по средневековому длинному мечу неискушенному взгляду может показаться, то два бойца скрещивают свое оружие, либо, противодействуя, один. «блокирует» другого. Когда, фактически, дело в том, что постоянно один боец атаковал, а другой изображен в середине выполнения контрудара. В другой момент один боец уже шагнул и сократил дистанцию, чтобы сблизиться с противником, в связи с чем сдерживает любой удар до того, как тот полностью совершится. В этом случае, что-то, до некоторой степени действительно выполнено лезвием меча именно потому, что защита произошла раньше, чем встреча с полностью разогнанным лобовым ударом. По этой самой причине грани меча на рикассо часто делали намного толще.

Существует много ситуаций в средневековом фехтовании, когда давление лезвие в лезвие используется таким образом (или даже для управления клинком противника в любой момент, когда вы давите на него. Но все это не должно путаться с фактической защитой от мощных ударов. Один из таких приемов — Kron. Здесь боец шагает в атаку и поднимает рикассо, чтобы перехватить и принять нисходящий удар противника на лезвие у крестовины.

Мастер Фьоре описал перехват такого типа, формулируя это так:

Мой меч, что принял удар … навершием я ударю тебя в лицо.
Другими словами, он поднял клинок, так как он сделал шаг и стал достаточно близко, чтобы остановить удар раньше. Одновременно с этим дистанция позволяла нанести удар. Но, как и другие мастера, он никогда не рассматривал такое действие как «parare», уже не говоря о защите лезвие в лезвие.

Наконец, важно понять, что мечи — ценные вещи, а острые лезвия недолговечны. Вы не делаете и не можете стукнуть два тонких острых лезвия вместе, чтобы сильно не повредить их. Вероятно, на это не совсем обращают внимание современные энтузиасты, пока они не попробуют острые лезвия на точных репликах, чтобы увидеть, насколько легко они зазубриваются и портятся.

В исторической литературе есть множество сообщений, описывающих это самое явление как что-то плохое, чего следует избегать, так как это разрушает превосходные мечи. Эксперт по мечам Хэнк Рейнхардт добавляет:

Если вы еще не понимаете, почему у рубящего меча используется плоскость для блока, просто возьмите два больших острых охотничьих кинжала и стукните их со всей силы друг о друга лезвиями. Тогда вы быстро поймете, что к чему.

Неудивительно, что уважаемый современный итальянский изготовитель реплик мечей Фульвио Дел Тин, предлагал по этому поводу:

Неправильно сталкивать мечи лезвиями… лучше отклонить меч противника. Те люди, что бьются на мечах неправильным образом… используют мечи в полную силу лезвие в лезвие… Я хочу, чтобы в будущем большинство людей научились правильному фехтованию, вместо того, чтобы имитировать голливудских героев.

Конечно, нельзя игнорировать и то, что, хотя действительно в конце 18−19 веках стили фехтования палашом, саблей, катлассом и спадроном учили блокировать лезвием рикассо на форте, однако они точно не учили блокировать острым лезвием слабой части клинка (примечательно, что большинство из этих стилей фехтования основывались на фехтовании малым мечом, а не на средневековых методах). Тем не менее, Х. Блэквелл в 1705 году писал:

Древние парировали своими баклерами. Они никогда не парировали клинками.
Позднее он добавлял:
…против укола я рассматриваю Parrade (парирование) лезвием, и не для чего более. (стр. 35)

«Правила и инструкции для упражнений с мечом в кавалерии» английской армии (1796). Здесь мы находим ясные примеры позднего метода использования для парирования плоскости, а не лезвия:

Самое пристальное внимание должно быть обращено на то, чтобы не противопоставлять лезвие сабле противника, когда этого можно избежать. (стр. 28)

Далее, «The Broad Swordsman’s Pocket Companion» (1830), Фредерика Роутона (Frederick Wroughton) наставляла, что вертикальный удар в голову сдерживался боковым сбивом лезвием в плоскость, в то время как удар в запястье отбивался приемом его на плоскость рикассо. Удар же в левый бок останавливался приемом его на тупую спинку клинка.

Все же, проблема, связанная с тем, почему большинство поздних методов рубящего фехтования либо потеряло, либо отбросило старые методы парирующей защиты, является запутанной историей и я не могу должным образом изложить ее здесь так, как она того заслуживает. Достаточно сказать, что следует в полной мере понять, что большинство из методов сабли и палаша 18−19 веков разрабатывались для кавалерии, у которой не было ни доспехов, ни щитов, а требовалось защитить как всадника, так и лошадь. Это могло действительно повлечь за собой использование прямого блока.

Как можно увидеть, это комплексная тема, раскрывающая, почему современный язык сложных объяснений часто полезен. Даже короткий очерк о парировании в средневековом фехтовании, как этот, едва может избежать начала обсуждения атак и основных приемов боя, также как и работы ног со стойками. Это делает проблему парирования лезвием или плоскостью намного более сложной, чем простая фраза «не делайте так, потому что излишне повреждать ваше оружие» или «есть более эффективные методы контратаки, которые не оставляют вас открытыми». Если студент еще сомневается в том, что плоскость средневекового меча использовалась для получения ударов, предложите им попробовать сделать блок полумечом, используя лезвие, против полновесной скоростной атаки. Они повредят себе ладонь в этой попытке. Но если это сделать плоскостью клинка, они легко отклонят атакующий удар.

Наконец, полагаю, что хотя детали описаний, приведенных выше, могут изменяться, также как и появляться более ясные переводы первоисточников, или исправляться наши трактовки с новыми взглядами, суть идей останется той же самой: защиты, выполняются отклонением с контрударом или перехватом на ближней дистанции: либо лезвием на плоскость, либо плоскостью в лезвие. Не существует специальных «поворотов запястьем», связанных с использованием плоскости рубящего меча для защиты, ни сгибов и «вихляний» рубящих мечей при защите таким образом. Действительно, можно убедительно доказать, что если искусно использовать правильные защиты и защитные контрудары как описано в средневековых боевых руководствах, даже нет возможность специально и твердо использовать лезвие меча для статических блоков (по крайней мере, не без риска подставить себя под контратаку, или потерять возможность для эффективных рипостов).

Но, без возможности предлагать инструкции по защите мечом студентам персонально, все, что можно реально сделать — это подтверждать документальными свидетельствами до тех пор, пока гроб с мифом о парировании лезвием средневекового меча не будет герметично запечатан, а в лошадь-зомби не будет забит кол.

Так как различные термины парирования и концепции защитных действий в средневековом фехтовании могут вызвать путаницу в энтузиастов, многие практикующие начинают спрашивать, где мы видим блоки в фильмах, или изучаем в современном фехтовании? Фактически, их там нет! Так есть что-то лучше, что-то более изобретательное, и вместе с тем более изощренное, и еще намного более простое … и в этом лежит их красота.

В заключение, я дам студентам совет держать в уме одну очевидную истину о длинном мече: лезвие — острая часть для нанесения ран и ударов, а не для блокирования.