Сайт "Вольный Дрыномашец"
Сайт любителей живой истории и фехтования г. Брянска
| Главная | Читальный зал | Арсенал |
| Ристалище | Форум | Ссылки |
Главная страницаПоискКонтакты

Михаил Розенфельд (Израиль)

Об отпусканиях в фехтовании

Михаил Розенфельд — организатор и участник турниров и боевых фестивалей на всей территории Израиля. Боевыми искусствами занимается 15 лет. Основное направление — бо-дзюцу. Два года назад окончил тренерские курсы Международной Ассоциации Спортивных Наук (ISSA). Преподает стиль «ламед-мем». Имеет вторую степень по социологии (первую по психологии и педагогике), специализируется на взаимоотношениях армии и общества.

В изучении боевых искусств наблюдаются два основных подхода:

  1. классический-поэтапный
  2. подход умножителей силы.

Одним из наиболее доступных и эффективных умножителей силы в фехтовании на двуручном оружии является отпускание.

Отпусканием в фехтовании называется ситуация, при которой одна из двух рук, держащих рукоятку оружия, неожиданно отпускает ее, и последующее движение производится лишь одной рукой. Основными целями при отпускании являются:

  1. создание выигрыша в дистанции,
  2. вывод руки из-под удара,
  3. неожиданность.

Кумулятивный эффект этих факторов и превращает отпускание в столь эффективный умножитель силы.

Основная идея отпускания в том, что движение начинается двумя руками, а заканчивается одной, но при этом не проигрывает ни в скорости, ни в силе (при выигрыше в дистанции), так как оставшаяся рука всего лишь продолжает изначальный импульс. Разворот бедер добавляет ко всем физическим параметрам движения.

Отпускания делятся на два основных вида:

  1. с задней руки,
  2. с передней руки (по названию руки, остающейся на рукоятке меча).

Первое применяется в основном для атаки, а второе — для защиты (хотя возможны варианты). Дальнейшее разнообразие техники достигается при совмещении отпускания с другими техническими элементами, в основном — финтами и контрударами. Так например, финт в голову и последующий удар в ногу с любым отпусканием будет намного более безопасным и эффективным для наносящего, чем обычный удар одной или двумя руками.

Другим классическим отпусканием является убирание передней руки из-под удара, в то время как задняя наносит контрудар навстречу.

Основной опасностью при выполнении отпускания является потеря контроля над мечом в результате столкновения с мощной защитой противника. Чтобы избежать этого, следует помнить, что вернуть руку назад после отпускания важнее, чем попасть в противника, и вкладывать возвращение руки в запланированную траекторию движения. Здесь, кстати, заключен и ключ работы против отпускании. Сильный удар по кончику/слабой части клинка доставит противнику массу неприятностей, учитывая что вы знаете, — что делать после сбива.

Очень велико психологическое влияние отпускания на обоих бойцов (при обоюдном применении), так как с увеличением фактора неожиданности и потребности контроля дистанции, возрастает также и психологический стресс, а с ним и усталость. Поэтому нередко можно услышать следующую фразу: «Давай без отпускании, чисто для удовольствия.»

К сожалению, в игровом фехтовании того или иного рода, отпускание будет иметь два существенных недостатка. Во-первых, существенно падает контроль над силой удара (нелегко одной рукой сдержат силу двух). Во-вторых, многим фехтовальщикам отпускания обманчиво успешно заменяют всю остальную технику (особенно страдает защита), сокращая таким образом возможности развития. Решение обеих проблем простое — знайте меру. Не бейте сильно, если не уверены, и не забрасывайте базовую технику.

P. S. Для любителей сериала «Рурони Кеншин» поясним, что Gatotsu, при котором вторая рука изначально находится не на рукоятке, а на лезвии, также является отпусканием, но взятым из древкового оружия (в котором отпускания распространены еще больше, чем в клинковом).