Сайт "Вольный Дрыномашец"
Сайт любителей живой истории и фехтования г. Брянска
| Главная | Читальный зал | Арсенал |
| Ристалище | Форум | Ссылки |
Главная страницаПоискКонтакты

По книге: Brian Price."Techniques of Medieval Armour Reproduction»; с. 300−315.


Защитная одежда и крепление доспехов

Защитная одежда (гамбезон) — это ключ
к правильному ношению доспеха.

В Средние века под доспех надевали специальную одежду, выполнявшую роль амортизатора и дополнительной защиты тела. Основными материалами для изготовления подобной одежды являлись шерсть, лен, хлопок и конский волос.

В 14 и 15 веках существовали два основных пути обеспечения необходимого смягчения. Первый: сшить одежду изо льна, сукна или хлопка с карманами и набить их различными материалами, включая конский волос, паклю или шерсть. Средневековое смягчение не было простёгано в современном смысле слова, а было просто упаковано в длинные карманы, которые затем зашивались. Так делали смягчение для шлема и для гамбезона (поддоспешника).
Другой приём, зафиксированный в одном источнике, показывает, что вокруг коленей наматывались суконные обмотки, видимо, чтобы поножи не натирали.

Наручи и поножи, также как и наплечники (pauldron или spaulder) фиксировались на месте с помощью шнуров, пришитых или привязанных прямо к поддоспешнику или пурпуэну, (прочной одежде, надеваемой под гамбезон, являвшейся платформой для крепления хузов и, возможно, поножей).

Сюрко, упелянд или какой-то вид несохранившейся рубашки надевались иногда поверх доспеха, хотя эта практика, по-видимому, постепенно исчезла к концу 15 века. Такая одежда обеспечивала некоторую степень защиты от солнца, но главным образом носилась в качестве отличительного знака и украшения с конца 13 века.

Боевой упелянд.

Защитная одежда

Средневековое нижнее бельё обычно включало в себя льняные или шёлковые «брэ» (трусы) и простую рубашку из такого же материала.

Средневековая нижняя одежда состоит из льняной рубашки, брэ и хузов, которые привязаны к брэ (изображения с сайта).

Поверх брэ и рубашки должны быть надеты чулки (шоссы) из шерсти, льна или другой прочной ткани. Эти чулки привязываются к нижней рубашке или пурпуэну плетёными шнурами из шёлка или льна, иногда оснащёнными металлическими наконечниками. Сам по себе пурпуэн был, вероятно, прочной одеждой из плотной натуральной ткани, подобной нашему брезенту.

Поверх шоссов наматывались суконные обмотки, вероятно, закреплявшиеся средневековой версией безопасной булавки. Эти полотенца защищали колени от натирания элементами доспеха.

Есть только одно упоминание о суконных обмотках, намотанных вокруг коленей. Когда поножи надеты поверх сапог, голенище сапога и шерстяная обмотка защищают колено от натирания. Однако с наголенниками длинные сапоги становятся излишними и должны быть заменены на низкую обувь.

На этом фрагменте Исенхеймского алтаря представлена «набивная» защита, обычная для смягчения гамбезонов и шлемов. Карманы сначала прошивались, затем набивались льном или др. материалом, затем зашивались

Гамбезон является самым важным компонентом экипировки бойца. Развиваясь от набивного акетона, надеваемого под кольчугу, гамбезон, или поддоспешник, превратился в настоящую одежду. Обеспечивая как защиту, так и тепло, он был толще на севере Европы и легче — на юге. Конечно, это гипотеза, но опыт реконструкторов показывает, что тяжёлые гамбезоны, описанные как «толщиной в четыре пальца» превосходны в холодную погоду, но не приветствуются в сильную жару

Точки крепления доспехов

К гамбезону или пурпуэну крепились плетёные шнуры, которыми привязывались детали доспеха. Сами по себе шнуры сплетались изо льна или шёлка. Иногда на них надевали металлические колпачки, защищавшие концы шнура от растрёпывания и способствовавших их более лёгкому протаскиванию в петли.
Надо отметить, что шнуровка обычно не проходила прямо сквозь металл доспехов. Обычно к металлическим пластинам доспеха крепились кожанные «язычки», снижавшие нагрузку на шнур и стабилизировавшие пластину.
Плетёные шнурки для доспехов изо льна и шёлка использовались для привязывания частей доспеха к поддоспешнику или пурпуэну. Пурпуэн, по всей вероятности надетый под защитной курткой, должен был иметь с умом размещённые петли для крепления поножей, в то время как поддоспешник, по-видимому, должен был иметь точки для крепления наплечников и наручей.

Пурпуэн

Эффективность латного доспеха зависит от того, насколько хорошо он пригнан по фигуре. Это означает, что и пурпуэн (гамбезон) должен быть по фигуре. Плохая посадка одежды, к которой крепятся элементы доспеха, приводит к тому, что защитные элементы слишком сильно смещаются (это хорошо заметно при креплении наплечников).

Два изобразительных источника 15 века показывают пурпуэн, одежду, надетую поверх льняной рубашки, но под гамбезон или защитную куртку.

Точки крепежа доспехов пришиты и к пурпуэну, и к гамбезону. На этом примере в качестве шнурков используются простые шнурки от ботинок, помещённые на плече и верхней части руки, чтобы поддержать наручи. Эти изображения датированы 15 веком. Левая картинка является иллюстрацией к манускрипту в Nuremberg Museum в Германии (998, fol 2); картинка справа датирована 1430 годом, находится в Национальной библиотеке в Париже (lat. 17294, fol. 122 verso).

Пурпуэн должен плотно облегать фигуру владельца. Это необходимо для крепления поножей. Пластинчатые набедренники вошли в моду до 1330-х годов. Набедренники из вощёной кожи, более лёгкие, чем их латные конкуренты, привязывались прямо к кольчужным чулкам, что невозможно сделать со стальными щитками и подвижными наколенниками. Поскольку стальные доспехи сильнее отягощают бёдра, необходима плотно облегающая одежда или пояс, чтобы поддерживать их.

В Роте Св. Георгия провели эксперимент с пурпуэном. Результаты оказались в высшей степени эффективными и удобными. Пурпуэн должен очень плотно прилегать, поэтому следует консультироваться с хорошим портным. Одежда состоит из двух слоёв: слоя грубой парусины и внешнего декоративного слоя.

Отверстия для шнуровки расположены близко, оставляя только 2−3 см между петельками. Такая плотность требуется, чтобы промежутки между петлями не растягивали одежду в стороны. Руки и шея открыты. Шнурки для прикрепления доспехов пришиваются по месту или продеваются в усиленные петли. Чтобы прикрепить набедренники, даже без наголенников, просто привяжите их к пурпуэну через отверстия на кожаных язычках в верхней части набедренников.

Есть также мнение, что поножи вешались на внутренние завязки гамбезона. Один из сохранившихся образцов — куртка Карла V. I. в Chartes — плотно облегающая и с завязками внутри.

Защитная куртка, гамбезон, жупон или акетон.

Гамбезон или доспешная куртка соединяет доспех переходного периода воедино. Также он обеспечивает смягчение при ударах по пластинам, и некоторую защиту от ударов между пластин. Так как их делали из ткани, до нас дошли единичные гамбезоны и небольшое количество упоминаний.

Изенхеймский алтарь является, вероятно, одним из самых важных и менее известных примеров. На нём изображён боец в шлеме с бармицей и наруче. Прекрасно видны смягчение на колене и гамбезон.

Ещё один пример — куртка Карла V. I. Эта куртка, подобно другим, упомянутым в письменных источниках, изготовлена изо льна, набита шерстью, покрыта дамасским шёлком и имеет завязки на бёдрах. Эти завязки дают эффект, как у пурпуэна, позволяя привязать к ним ножные доспехи. в Кентерберийском Кафедральном Соборе, хотя и похожа на предыдущую, по-видимому является погребальной одеждой, не предназначенной для войны.

в Лионском музее текстиля тоже похожа на одежду Карла VI, но сделана полностью из шёлка и набита хлопком и шёлком.

Доспешная куртка Шарля VI.

Пурпуэн Шарля Блуа (1364)

Во всех приведённых примерах одежда была прошита полосками и набита шерстью или другим материалом, а не простёгана на современный манер. Застёгивалась она спереди сверху до низу с помощью деревянных пуговиц с плоской шляпкой, или (как с курткой Чёрного Принца) зашнурована. Ни один из вышеупомянутых примеров не имеет стоячего воротника. Однако, они могли использоваться совместно с другой одеждой, имевшей воротник, почему и сделаны так из практических соображений удобства надевания защиты для шеи.

Эти выкройки взяты из книги начала XIX века о временах Жанны д’Арк. Похоже, они верны и позволят создать хорошо сидящий гамбезон.

Самым важным элементом гамбезона является крой и соединение рукавов. В отличие от современной одежды, где рукав присоединяется к телу, в этих костюмах вырез идёт по линии кирасы. Такая свободная посадка рукава обеспечивает полную подвижность и не даёт подолу задираться, когда поднята рука. Если использовать натуральные материалы, нет необходимости прорезать подмышки для отвода тепла или увеличения подвижности (да и на средневековых оригиналах такого не встречается). Использование льняной ткани и набивки из натуральной шерсти или пакли дадут удобный и историчный результат.

Одежда имеет глубокий вырез на груди, плотно облегает талию, плавно расширяется к бёдрам и доходит до середины бедра. Разрез на руке должен быть выполнен снаружи и застёгнут на пуговицы или, что менее практично, зашнурован. Рукав должен быть свободным в верхней части руки, обеспечивая подвижность, уже на локте, и плотно облегать предплечье. Затем снова расширяться в запястье и доходить до линии костяшек, так как наруч будет привязан у локтя. Завязки должны быть на каждом плече у шеи (для крепления наплечников) и примерно на 5 см ниже плечевого выступа (для крепления защиты руки).

Шаблон гамбезона

В течение 14 века поддоспешики и варианты сюрко часто выполнялись в геральдических цветах и украшались геральдическими символами. Хотя сюрко постепенно исчезло в течение века, в Германии упелянд с пышными рукавами продолжали носить до конца столетия.

Отдельные элементы смягчения

Как уже упоминалось, на колени наматывали обмотки. Гамбезон обеспечивает смягчение для плеч, рук и корпуса. Однако шлем требует отдельного смягчения.
Бацинет и поздние шлемы обычно не надевали на подшлемник, как было принято прежде. У них было своё собственное смягчение. У бацинета это смягчение привязывалось прямо в шлему через отверстия, пробитые по кромке шлема.

Сохранился только один пример такого рода смягчения, в Чурбурге. На этом оригинале подшемник пришит прямо к шлему через множество 2 мм отверстий, пробитых через 1 см по кромке шлема. Эта набивка сделана из двух слоёв льна, сшитых в пакеты (подобная техника использовалась в гамбезонах, набитых паклей, шерстью и т. п. материалам) и связанных вместе в верху, что позволяет регулировать расстояние до верхушки шлема (как у армейских касок). Пакеты плотно набиты конским волосом, обеспечивающим смягчение, сохранившее свои свойства даже теперь, 600 лет спустя.

Этот бацинет с подкладкой изображает упрощённую версию подкладки из Чурбурга № 15.

Отверстия в бацинете.

Почти все другие бацинеты, имеют такие же 2-мм отверстия приблизительно на таком же расстоянии от края, показывая, что это была стандартная техника или вариант, а не что-то необычное.

В дополнение к этому превосходному примеру, есть много ссылок в книгах: «Николас Брамптон, набивщик бацинетов," [11] или «Бацинет 1 ¾, набитый до ¾» (Записи города Оксфорд, 1369, от Ffoulkes, The Armourer and His Craft, p. 88.). Их действительно набивали конским волосом или, иногда, паклей, как гамбезоны. В Роте Св. Георгия экспериментировали и с тем, и с другим, и нашла оба более чем удовлетворительными как по функциональности, так и по безопасности. Существуют ещё другие ссылки на недорогие шлемы, набитые соломой — доступной и дешёвой альтернативой конскому волосу.

Хотя пример, приведённый здесь, относится к бацинету, подобные решения можно применить к любому другому прилегающему шлему: армету, саллету, барбюту.

Первый шаг: просверлите 2-мм отверстия для шнуровки, отступив от края примерно от 6 до 10 мм и с таким же шагом. Для бацинета отверстия должны проходить по всему основанию шлема непрерывной линией вокруг лицевой части. Обработайте отверстия с обеих сторон сверлом большего диаметра (чтобы снизить трение льняной нити и снять заусенцы).
Когда шлем будет готов, вам потребуется 120 см льна или шерсти. Лучше всего грубый лён. Тонкой льняной нитью вы будете сшивать слои вместе, а толстой вощёной ниткой — пришивать смягчение к шлему.

Вам также понадобится мягкий конский волос. Его можно добыть на конюшне , где во время линьки лошадей его выносят тюками (особенно весной). Используйте волос вымытых лошадей, иначе можно получить довольно жуткий материал, который невозможно отмыть. Также понадобится грубый волос из гривы или хвоста. Грубый волос накручивают вокруг мягкого, так что мягкого волоса не будет слишком много. При использовании только грубого волоса смягчение будет слишком жестким.

Если вы решили не использовать набивку из конского волоса, тогда можно взять паклю или шерсть (правда, будет немного жёстче).

Сначала изготавливают шаблон из ненужного материала, вырезав и разместив его внутри шлема. Не забудьте оставить место на швы. Сделайте временную набивку тряпками или газетами — это поможет подогнать шаблон. Он должен прилегать к внутренней поверхности шлема. Он будет использован для изготовления финальной версии изо льна или шерсти. Вкладыш разбивается на полосы, которые простёгиваются мягкой льняной нитью. Нижний край получившихся карманов не зашивается, чтобы можно было их набить. После набивки они зашиваются ниткой с иголкой. Последний кусок выполняется из одной секции, сложенной вдвое по задней средней линии и соединённой в вершине и спереди. В верхней части каждого вкладыша проделывается отверстие, сквозь которое пропускается стягивающий шнур.

Пробный подшлемник делается из грубой ткани. На нем размечаются карманы и вырезается отверстие для подбородочного ремня (А). Когда пробный подшлемник подогнан, он используется в качестве шаблона для вкладыша изо льна или шерсти (В). Карманы и отверстие для ремня зашиваются вручную ©. Обратите внимание, что надо оставить пространство между отверстием и краем кармана, так чтобы материал можно было набить в верхнюю часть кармана выше отверстия (D). .

Теперь скатайте маленькие шарики из волоса, оборачивая мягкий волос грубым. Затем заталкайте каждый шарик в карман и утопчите палкой. Этот процесс требует времени, но результат того стоит.

Конский волос скручивают в отдельные узлы, мягкий волос обматывают жёстким и забивают в отдельные карманы. Нижние секции затем сшиваются, прежде чем пришивается весь вкладыш к бацинету по нижнему краю и у лица.

В конце сшиваются края и весь вкладыш можно пришивать к бацинету. Сквозь петельки наверху вкладыша продевается и завязывается шнур.